Почему мультфильм "Остров собак" Уэса Андерсона обречен на "Оскар"

Берлинский кинофестиваль — самый демократичный из "большой тройки" (в нее еще входят Канны и Венеция): на конкурсные показы, которые во Франции и Италии позиционируют как элитарные, в Германии билеты продаются в самой обычной кассе. Она расположена прямо в ближайшем торговом центре между магазинами с одеждой. Неудивительно, что на таком фестивале в качестве фильма открытия должны были показать кино понятное, простое и при этом безумно обаятельное.

Это и есть "Остров собак" Уэса Андерсона, кукольный мультфильм о собачках, говорящих голосами знаменитостей: в озвучании участвовали Скарлетт Йоханссон, Брайан Крэнстон, Билл Мюррей и так далее. Живут эти собаки, правда, на помойке, притом японской. А все персонажи-люди, в свою очередь, говорят исключительно по-японски, их реплики лишь изредка переводят на английский. Кстати, переводит в основном голос Фрэнсис Макдорманд, главной кандидатки на "Оскар" за лучшую женскую роль в этом году.

YouTub/iVideos

То есть нужно понимать, что этот мультфильм, скорее всего, сильно потеряет в дубляже. Смотреть его нужно исключительно на языках оригинала с русскими субтитрами. Правда, в России, где "Остров собак" выйдет 3 мая, анимацию без дубляжа показывать не принято: дети не будут поспевать читать быстро исчезающие строчки.

Навряд ли юный зритель считает и всевозможные подтексты, которыми насытил это кино постановщик Уэс Андерсон. Прежде всего, это не просто мультфильм, а мультфильм фантастический, но без космических кораблей и межгалактических империй. Действие происходит в недалеком будущем в одном японском мегаполисе Мегасаки, где все собаки заболели некой инфекцией, которой могут заразиться и люди.

Вместо того чтобы дать ученым время на создание вакцины, злобный мэр Кобаяши приказывает сослать всех друзей человека на находящийся неподалеку остров-свалку. Через полгода вслед за любимцем по имени Спотс на маленьком самолетике на остров прилетает 12-летний Атари, племянник мэра. Там он знакомится с пятью другими собаками, которые отправляются в путешествие по помойке в поисках Спотса.

О Берлинском фестивале важно знать еще и то, что он очень политизирован и стремится к максимальной актуальности тем, которые поднимаются в отобранных картинах. Поэтому стоило ожидать, что даже кукольный мультфильм будет о чем-то важном и злободневном. Безусловно, ключевой для сюжета поступок злобного мэра (который, к слову, является потомственным кошатником) явно отсылает нас к притеснению любых меньшинств, в данном случае собак.

По сюжету появляется и смелый борец с системой — американская школьница по обмену, озвучила ее Грета Гервиг, номинантка на "Оскар" за фильм "Леди Берд". Не менее важен и экологический аспект, о котором напрямую никто в фильме не говорит, но предельная натуралистичность титанической свалки, насколько это возможно для кукольной ручной анимации, все время заставляет думать о том, как много отходов мы никак не перерабатываем, а просто скидываем к другому мусору.

Но куда важнее для режиссера-визуала Андерсона не политика, а вычурность картинки. 

Об этом знает каждый, кто видел хоть один его фильм, например лучшую его работу "Отель "Гранд Будапешт": у Уэса маниакальная манера отцентрировать персонажа и все объекты в кадре, выстроить их в ряд, причесать герою волосы по безумной ретромоде и привязать сбоку бантик

В анимации Андерсон неудержим: каждая собака настолько точно сделана, что на них, например, видно вылезшую шерсть, а также раны и язвы на шкуре. И даже в выше упомянутой грандиозной помойке есть какое-то суровое обаяние, особенно в той ее части, где складируются черные спрессованные кубы мусора, — эта локация выглядит как сюрреалистичный мир игры Minecraft.

Остроумия Андерсона хватает и на бесконечное количество деталей мира будущего, в который режиссер заранее влюблен. Мало того что в этом фильме совмещена японская изоляционистская культура и некий западный подход, так же, как и в озвучании используются японский и английский языки. Мало того что в картине видны отсылки и к мультфильмам Хаяо Миядзаки, и к работам Акиры Куросавы. Режиссер на закрытой дискуссии, где удалось побывать корреспонденту ТАСС, назвал конкретные картины японского мастера, которые его вдохновили: это "Рай и ад", "Бездомный пес", "Плохие спят спокойно" и "Пьяный ангел".

Так еще и каждого из нескольких десятков персонажей, что собак, что людей, Уэс успевает наделить своей небольшой, но значительной ролью, провести их всех через лихо закрученный и продуманный сюжет, а под конец сделать эмоциональную кульминацию на стихотворении хайку, прочитанном мальчиком Атари, которое как художественное произведение оказывается едва ли не сильнее, чем весь остальной фильм (во всяком случае, у злобных критиков в зале слезы навернулись только на этом моменте).

Что ж, невероятно, но небогатой в этом году на громкие имена программе Берлина удалось удивить первым же фильмом. Возможно, "Остров собак" сможет побороться и за главный приз. Прецеденты, когда анимация получала "Золотого медведя", случались и раньше: награждали диснеевскую "Золушку" и еще "Унесенных призраками" того же Хаяо Миядзаки.

Кроме того, уже можно строить прогнозы на "Оскар" — правда, не на этот, а на следующий, в 2019-м. Если сейчас поглядеть на расписание релизов, то можно предположить, что гегемония студии Pixar, которая в 2018 году уж точно получит статуэтку за свой "Коко", закончится всего через год. Пока признанные гении компьютерной мультипликации выпускают лишь одни сиквелы и квадриквелы, то есть "Суперсемейку 2" и "Историю игрушек 4", режиссер-эстет, снявший лишь вторую свою полнометражную анимацию (предыдущей был немного легковесный "Бесподобный мистер Фокс"), легко сможет побить их на поле политкорректности с человеческим лицом.

Егор Беликов


Перейти к источнику